Адмиралу П.С. Нахимову посвящается...
Катастрофа теплохода «Адмирал Нахимов»

Катастрофа теплохода «Адмирал Нахимов»

31 августа в 22 часа теплоход отошел от причала Новороссийского морского вокзала и взял курс на Сочи. Через полчаса на капитанском мостике была получена информация о том, что на встречном курсе приближается сухогруз «Петр Васев», который следовал из Канады в порт Новороссийск с 30 тысячами тонн зерна на борту. Его прибытие ожидалось к часу ночи первого сентября. Сухогруз был построен в Японии всего 5 лет назад. По правилам морского судоходства «Адмирал Нахимов» должен был пропустить его, но диспетчер берегового поста регулирования движения дал команду «Петру Васеву» пропустить пассажирский лайнер. Капитан сухогруза Виктор Ткаченко подтвердил капитану «Адмирала Нахимова» Вадиму Маркову, что пропустит его. И капитан Марков за 5 мин до выхода из акватории передал управление вахтенному помощнику Чудновскому, обратив его внимание на идущий справа пересекающим курсом сухогруз, покинул капитанский мостик и ушел к себе в каюту. Трагедия произошла через 5 минут. Сухогруз шел, не меняя курса, а Чудновский с запозданием оценил ситуацию как чрезвычайно опасную, но не вызвал капитана, надеясь справиться сам. Но действовал он ошибочно и вместо энергичного маневрирования стал управлять, делая мелкие отвороты. А капитан сухогруза и его вахтенный помощник Зубок находились на мостике и, тем не менее, тоже среагировали на опасное сближение с опозданием и тоже не действовали энергично – они даже не успели погасить скорость своего судна. В результате, в 22 часа 12 минут «Петр Васев» врезался своей мощной носовой подводной частью под прямым углом в правый борт теплохода, прорубив огромную пробоину 8х10 метров. Уже через 8 минут лайнер камнем пошел ко дну, на глубину 47 метров. Это произошло в Цемесской бухте, близ Новороссийска, в 3,5 км от берега и в 2-х милях от мыса Дооб. На борту теплохода, совершавшего обычный круиз «Одесса-Батуми-Одесса», было 897 туристов и 346 членов экипажа (всего 1243 человека). На месте аварии барахталось около тысячи человек, перепачканных краской и мазутом. Благодаря четким действиям спасательной службы порта удалось спасти (в сплошной темени и при волнении в 3 балла) 820 человек. Погибло 483 пассажира и члена экипажа (по другим данным, 423 человека – 359 пассажиров и 64 члена экипажа). В первые сутки было подобрано в море 79 тел погибших, в корпусе корабля застряли и не смогли выбраться 344 человека. При попытке их вытащить погибли двое спасателей. Тела многих погибших так и не были найдены. При городском совете Новороссийска был экстренно создан штаб по оказанию помощи потерпевшим, их обеспечили едой и одеждой, отправляли к местам проживания. Уже через пару часов о трагедии знала вся страна, и в город начали прибывать родственники членов экипажа и пассажиров. По городу ходили обезумевшие от горя люди – те, кто не нашел своих родственников ни в больницах, ни в моргах. На рукавах у них были нашивки, как у звеньевых в пионерских отрядах – сколько у кого родных осталось в море, столько и нашивок на рукаве. Было и по 4, и по 6 нашивок. Люди ведь целыми семьями отправлялись в путешествие. Одна женщина говорила, что ее муж был летчиком, погиб, тело не нашли. Она сама растила дочь. И вот накануне выдала дочь замуж и подарила ей две путевки на этот круиз. Тела ее дочери и зятя никак не могли найти. А вот более счастливый исход трагедии. Другая женщина из Одессы, дочери которой в августе исполнилось 16 лет, решила сделать ей подарок – поехать с ней на теплоходе «Адмирал Нахимов». Одну путевку она смогла купить в турбюро, а вторую ей уступила соседка-старушка, которая хотела поехать на теплоходе с маленькой внучкой, но почему-то передумала. Их каюта была в глубине трюма. В 10 часов вечера они пошли в кафе на верхней палубе. Народу там было много, и они долго стояли в очереди. И как раз в это время все и произошло. И мать, и дочь хорошо плавали, прыгнули в воду и поплыли к берегу. В темноте мать потеряла дочь. Через полчаса эту женщину, перепачканную краской, подобрали спасатели. Но своей дочери она не увидела и подумала: «Зачем же мне тогда жить?». Но на берегу, в приморском парке она встретила свою дочь среди других спасенных. Когда ее спросили, как она хочет вернуться домой – самолетом или на пароходе, она почему-то отказалась от самолета – и пароходом их доставили домой, в Одессу. Через неделю им принесли некоторые их вещи, извлеченные из трюма. А та бабушка, что уступила ей билет, когда узнала о случившемся, плакала и благодарила эту женщину за то, что она фактически спасла ее с внучкой: «Мы бы точно погибли», – причитала она.

Учитывая размер катастрофы, для выяснения ее причин была создана правительственная комиссия во главе с членом Политбюро ЦК КПСС Гейдаром Алиевым. Она определила, что кораблекрушение произошло исключительно в результате халатности обоих капитанов. Затем состоялся судебный процесс, который закончился 30 марта 1987 года. Он принял к руководству «компетентную» оценку партийных чиновников и приговорил капитанов Ткаченко и Маркова к 15 годам заключения и 40 тысячам рублей штрафа каждого. Обвинение гласило, что оба капитана, будучи «руководителями экипажей и доверенными лицами государства, ответственными за безопасность плавания судов, находящихся в них людей и сохранность грузов, допустили многочисленные грубейшие нарушения правил безопасности мореплавания, что привело к тяжелому преступлению». При этом не была дана оценка ни министерству морского флота СССР, ни руководству черноморского пароходства, выпустившим в многодневный круиз старый, полусгнивший корабль. Дело в том, что еще за 2 месяца до катастрофы пароходство составило акт о непригодности теплохода, он был уже продан на металлолом, но, видимо, жадность оказалась выше разума – и списанный лайнер выпустили в рейс, который и должен был быть последним. На него продавались путевки – и люди, ничего не подозревая, радостно поднимались на борт списанного корабля. Кроме капитанов обоих кораблей понес наказание и председатель Украинского комитета по туризму – его сняли с работы, хотя этот пост он занял всего за несколько месяцев до того, после освобождения от должности первого секретаря райкома партии в Киеве.

Корабль действительно был весьма старым. Он был впервые спущен на воду в Германии в 1925 году, и ему было уже за 60 лет. При проектировании и строительстве были допущены большие конструктивные ошибки и недоработки. Под названием «Берлин» теплоход совершал рейсы в Америку. Во время войны он служил госпитальным судном в военно-морском флоте вермахта. Был взят в качестве трофея Советской Армией, однако фашисты оставили в трюме взрывчатку – и при перегоне по морю 31 января 1945 года он взорвался и затонул у берегов Свинемюнде. И лишь в 1948 году он был поднят со дна, отремонтирован, и под именем «Адмирал Нахимов» в 1957 году передан Черноморскому пароходству. Он стал самым крупным черноморским лайнером с водоизмещением 9 тысяч тонн, мощностью 12 тысяч лошадиных сил и скоростью 16 узлов.

Люди, совершавшие на нем круиз, рассказывали потом, что трапы там были такие неудобные и узкие – двум пассажирам тяжело было разминуться. Кроме того, при расследовании обстоятельств аварии было установлено, что число туристов было несколько выше числа проданных путевок. Поэтому и возникли разночтения в количестве погибших. Вероятно также, была определенная перегрузка и несоответствие между количеством пассажиров и числом спасательных средств. Выяснилось, что на теплоходе катастрофически не хватило шлюпок, да и те были старые, поржавевшие, отодрать многие из них никто не смог – и затонул корабль с намертво прибитыми к его стенам шлюпками. Кстати, воспользоваться шлюпками в любом случае было бы невозможно – для их спуска на воду требовалось около 20 минут. Так быстро, в считанные минуты теплоход затонул из-за того, что удар сухогруза пришелся как раз на переборку между двумя отсеками, которые быстро оказались затопленными. Конечно, нормальное, не очень старое судно даже в этих условиях может держаться на плаву довольно долгое время, но только не полусгнившее.

Через 6 лет оба капитана были освобождены по амнистии согласно указам Президиумов Российской Федерации и Украины. Капитан сухогруза «Петр Васев» Виктор Ткаченко после освобождения уехал за границу, но там вскоре утонул во время кораблекрушения. А капитан теплохода «Адмирал Нахимов» Вадим Марков после освобождения работал капитаном-наставником (!) в Черноморском пароходстве.

Отдельный вопрос о родственниках и близких погибших в результате катастрофы. Они были обойдены вниманием государства и не получили ни обещанных компенсаций, ни страховок. Государство забыло о семьях тех, кто лежит на дне Черного моря вместе с теплоходом «Адмирал Нахимов». Грандиозные планы перестройки и последующие многочисленные реформы затмили эту трагедию, у которой не может быть срока давности. Для сравнения – с момента гибели «Титаника» прошло почти 100 лет, но потомки погибших до сих пор получают государственное пособие.

P.S. Произошедшая спустя четверть века на Волге катастрофа теплохода «Булгария» говорит о том, что трагедия «Адмирала Нахимов» не пошла впрок руководителям водного транспорта, и для них меркантильные интересы все еще выше интересов человеческой жизни.

 

Аркадий Белкин

http://www.vancouverexpress.ca/archives/6350

 


Написал - ab

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Реклама на сайте
Фото
Нахимов, памятник в Севастополе
Интересное
• Раритетные фотографии площади и проспекта Нахимова в Севастополе
Фотографии площади и проспекта Нахимова в Севастополе.
• Нахимовы. Две улицы — два полюса.
Интересную статью нашел на просторах Интернета и связана она с улицами, одноименных с тематикой нашего сайта. Это улицы названы в честь Нахимова Павла Степановича. Цитирую с указанием на источник.
• Минобороны РФ выделит деньги на реставрацию собора в Севастополе, где похоронен Нахимов

Адмирал Нахимов

Министерство обороны РФ выделит финансовые средства на реставрацию Владимирского собора в Севастополе, в котором захоронены великие русские адмиралы, в том числе и Павел Нахимов, заявил во вторник глава Минобороны России Анатолий Сердюков во время визита в Севастополь.
• Памятник генералу Остен-Сакену
На Приморском бульваре был памятник генералу Остен-Сакену Дмитрию Ерофеевичу, начальнику гарнизона Севастополя во время Первой обороны. В советские времена снесен как памятник царскому генералу. 
• Малахов курган

Малахов курган

Есть на земле места, где история тесно сплела века и события. Одно из таких мест - Малахов курган в Севастополе, известность которого шагнула далеко за пределы бывшего Союза.
• Репортаж о памятнике Нахимову

Адмирал П.С. Нахимов

О народном адмирале глазами Севастопольских журналистов независимого телевидения. Короткий репортаж о памятнике героя в продолжении новости.
• Памятник Нахимову

Адмирал П.С. Нахимов

Из мира новостей. События, связанные с тем, упал один из элементов памятника Нахимову навело на новые мысли корреспондентов местного телевидения. Короткий репортаж от независимого телевидения Севастополя.

• Вандалы повредили памятник Нахимову в центре Севастополя (ФОТО)
Вандалы в очередной раз повредили памятник Нахимову в центре Севастополя (ФОТО) Севастополь, Октябрь 28 (Новый Регион, Михаил Рябов) – Вандалы поломали и повалили на землю якорь – один из элементов памятника Нахимову, который стоит на центральной площади города.
• Фото площади Нахимова с самолета

Фото площади Нахимова с самолета

Интеесную фотографию нашел в интернете площади Нахимова. Видно, что снимали с самолета (кукурузника) и время сьемки можно датировать началом прошлого века. Многих, привычных сооружений мы на фото не видим. Нет памятника затопленным кораблям (он был был установлен в 1905 году к пятидесятилетию первой обороны Севастополя), нет лестницы к памятнику Казарскому, первому памятнику в Севастополе и многого другого.
• Площадь Нахимова

Павел Степанович Нахимов

Нахимов Павел Степанович (1802–1855), российский флотоводец, адмирал, герой Севастопольской обороны, с именем которого связана героическая борьба русских солдат и матросов против турецких и англо-французских интервентов. Н.П. Нахимов был одним из любимых учеников и последователей адмирала М.П. Лазарева. 28 июня (10 июля) 1855 был смертельно ранен пулей в висок на Корниловском бастионе Малахова кургана. Похоронен во Владимирском соборе - усыпальнице русских адмиралов рядом с великими людьми.

Популярное
Календарь
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Из мира новостей
Фото & Видео
Вечная память