Адмиралу П.С. Нахимову посвящается...
Гибель «Адмирала Нахимова»
Когда Германия столкнулась с Японией
«Адмирала Нахимова» построили в Германии еще в 1925 году, и название он тогда получил, разумеется, не «Нахимов», а «Берлин». Это был целиком клепанный (сварка тогда еще не применялась), средних размеров лайнер, предназначенный для круизов в Новый Свет. «Берлин» строился по последнему слову техники – тех, 20-годов, и за свою жизнь успел побывать во многих переделках.
До 1938 года лайнер совершал ежемесячные рейсы «Бремерхафен – Нью-Йорк», участвовал в спасении людей с тонущего судна «Вестрикс». Затем, в связи с обострившейся политической обстановкой, судно перешло на внутренние, европейские круизные рейсы. Правда, не все эти рейсы оказывались «круизными».
17 июля 1939 года очередные «туристы» – молодые, здоровые ребята, все как на подбор и, как ни странно, без женщин и детей, дожидались лайнер в Восточной гавани Свинемюнде, откуда он должен был отправиться в Мемель (ныне Клайпеда). Но «Берлин» до Свинемюнде совсем немного не дошел – по пути взорвался один из его огромных паровых котлов…
Судно отремонтировали и во время войны использовали как плавучий госпиталь. А в 1945 году «Берлин» подорвался на нескольких минах и затонул опять-таки возле Свинемюнде.
После подъема судна и ремонта на германских верфях, «Берлин», а уже в ближайшем будущем – «Адмирал Нахимов», в счет репарации достался СССР.
Балкер (судно, предназначенное для перевоза насыпных, «валом», грузов) «Петр Васев» – второй участник трагедии под Новороссийском – был построен в Японии в 1981 году под наблюдением Английского Ллойда (корпорация страховщиков), имел класс Регистра СССР и документы на годность к плаванию до ноября 1986 года.
Эти два судна на свою беду встретились 31 августа 1986 года на траверзе мыса Дооб, что неподалеку от Новороссийска, где «Адмирал Нахимов», протараненный «Петром Васевым», затонул в 23 часа 20 минут на глубине 47 метров и лежит там до сих пор.
Из 1234 человек (по официальным данным), находившихся на лайнере, 423 погибли. Останки предположительно 64 человек до сих пор остаются внутри корпуса судна.
«Прошу пропустить»
31 августа 1986 года два буксира новороссийского портофлота отвели лайнер «Адмирал Нахимов» от причала, развернули его и повели на выход из порта. В это время из пролива Босфор в Новороссийск шло другое судно – балкер «Петр Васев», несший в своих трюмах порядка 30 тысяч тонн канадского ячменя.
В данной ситуации по морским правилам «Нахимов» должен был уступить «Васеву» дорогу, но…
Из переговоров портового диспетчера с судами:
«Новороссийск-17, я теплоход «Петр Васев», прием»;
«Петр Васев», я Новороссийск-17, слушаю вас»;
«Следуем курсом 56 градусов, 11-ти узловым ходом, планируем через час подойти к точке встречи лоцмана»;
«Принято. Из порта выходит пассажирский пароход «Адмирал Нахимов»; Прошу пропустить «Адмирал Нахимов» на выходе»;
«Ясно, пропустить».
Правила правилами, но есть и обычная морская вежливость. Круизный теплоход, люди отдыхают, у команды впереди еще долгий путь. А «Васев» уже почти дома, скоро на берег. Почему же и не пропустить, тем более что и порт об этом просит?
Так может, «Нахимов» оказался не в курсе того, что его пропускают вперед?
Из переговоров двух судов некоторое время спустя:
«Петр Васев», я пароход «Адмирал Нахимов». Ваш курс, ваши действия?»;
«Идем курсом 36, скоростью 12,5 узлов»;
«Вы можете нас пропустить, у нас на борту тысяча туристов и наш курс 160 градусов?»;
«Идите!»;
«Мы можем идти тем же курсом и не сбавлять оборотов?»;
«Да, можете идти»;
«Вы пропустите нас?»;
«Да, идите».
Не все по правилам
Оба судна постоянно вели переговоры друг с другом и с портом, согласовывая свои действия. Погода стояла отличная, море спокойное, видимость, несмотря на ночное время – великолепная, ведь «Нахимов» шел при полном параде и празднично светился за много километров. Да и «Васев» не был обижен иллюминацией – все по правилам. Команды и капитаны обоих судов, разумеется, были трезвые, и на мостиках стояли достаточно опытные судоводители.
Позже следствие нашло множество серьезнейших недочетов, таких как прикрученные проволокой, вопреки всем правилам, спасательные плоты «Нахимова»; отказ «безотказной» автономной системы аварийного освещения, в результате чего на пароходе сразу же после столкновения наступила полная темнота. Неумение пассажиров пользоваться спасательными средствами (им просто никто ничего не объяснил перед рейсом), в результате чего многие утонули только из-за того, что неправильно надели спасательный жилет. Да и корпус самого «Нахимова» уже много лет не соответствовал нормам – он имел так называемый одноотсечный стандарт непотопляемости, это когда судно останется на плаву при затоплении только одного отсека. По чистой случайности, «Васев» протаранил «Нахимова» в перегородку между двумя отсеками, и потому судно очень быстро наполнилось водой.
Виноват, но… не виноват
Все это объясняет затопление парохода и гибель людей, но никто еще до сих пор не смог объяснить, почему эти два судна вообще столкнулись?
Даже наш советский суд признал капитана «Адмирала Нахимова» В.Г. Маркова и капитана «Петра Васева» В.И. Ткаченко виновными в кораблекрушении и гибели людей, но не в столкновении судов. Если кто не видит разницы, то капитанов судили за то, что они стали виновниками потери судна и множества человеческих жизней, но это как следствие самой катастрофы. Причина же катастрофы, то есть столкновения двух судов, неизвестна до сих пор, и виноватых нет.
Гибель «Адмирала Нахимова» очень быстро окуталась мистическими домыслами. Выдвигались самые сумасшедшие версии: применение микроволнового оружия через спутник и как следствие – временный отказ приборов; покушение на начальника управления КГБ по Одесской области генерал-майора Крикунова (он со своей семьей уже после отхода «Нахимова» от причала был доставлен на борт парохода катером). Некоторые выдвигали возможность проявления так называемого локального геофизического резонанса. Это когда вследствие взаимодействия планет Солнечной системы между собой и с Землей в отдельных ее зонах возникает возбуждение физического пространства. Результат – землетрясения, скачки магнитного поля и даже совершение людьми (в данном случае – вахтенными и капитанами обоих судов) неадекватных поступков.
Но что же на самом деле произошло жарким вечером 31 августа 1986 года? На этот вопрос ответ так и не найден…
Константин Федоров
(опубликовано в газете "Тайны ХХ века", № 31, 2011 год)

Когда Германия столкнулась с Японией

«Адмирала Нахимова» построили в Германии еще в 1925 году, и название он тогда получил, разумеется, не «Нахимов», а «Берлин». Это был целиком клепанный (сварка тогда еще не применялась), средних размеров лайнер, предназначенный для круизов в Новый Свет. «Берлин» строился по последнему слову техники – тех, 20-годов, и за свою жизнь успел побывать во многих переделках.
До 1938 года лайнер совершал ежемесячные рейсы «Бремерхафен – Нью-Йорк», участвовал в спасении людей с тонущего судна «Вестрикс». Затем, в связи с обострившейся политической обстановкой, судно перешло на внутренние, европейские круизные рейсы. Правда, не все эти рейсы оказывались «круизными».
17 июля 1939 года очередные «туристы» – молодые, здоровые ребята, все как на подбор и, как ни странно, без женщин и детей, дожидались лайнер в Восточной гавани Свинемюнде, откуда он должен был отправиться в Мемель (ныне Клайпеда). Но «Берлин» до Свинемюнде совсем немного не дошел – по пути взорвался один из его огромных паровых котлов…
Судно отремонтировали и во время войны использовали как плавучий госпиталь. А в 1945 году «Берлин» подорвался на нескольких минах и затонул опять-таки возле Свинемюнде.
После подъема судна и ремонта на германских верфях, «Берлин», а уже в ближайшем будущем – «Адмирал Нахимов», в счет репарации достался СССР.
Балкер (судно, предназначенное для перевоза насыпных, «валом», грузов) «Петр Васев» – второй участник трагедии под Новороссийском – был построен в Японии в 1981 году под наблюдением Английского Ллойда (корпорация страховщиков), имел класс Регистра СССР и документы на годность к плаванию до ноября 1986 года.
Эти два судна на свою беду встретились 31 августа 1986 года на траверзе мыса Дооб, что неподалеку от Новороссийска, где «Адмирал Нахимов», протараненный «Петром Васевым», затонул в 23 часа 20 минут на глубине 47 метров и лежит там до сих пор.
Из 1234 человек (по официальным данным), находившихся на лайнере, 423 погибли. Останки предположительно 64 человек до сих пор остаются внутри корпуса судна.

«Прошу пропустить»

31 августа 1986 года два буксира новороссийского портофлота отвели лайнер «Адмирал Нахимов» от причала, развернули его и повели на выход из порта. В это время из пролива Босфор в Новороссийск шло другое судно – балкер «Петр Васев», несший в своих трюмах порядка 30 тысяч тонн канадского ячменя.
В данной ситуации по морским правилам «Нахимов» должен был уступить «Васеву» дорогу, но…
Из переговоров портового диспетчера с судами:
«Новороссийск-17, я теплоход «Петр Васев», прием»;
«Петр Васев», я Новороссийск-17, слушаю вас»;
«Следуем курсом 56 градусов, 11-ти узловым ходом, планируем через час подойти к точке встречи лоцмана»;
«Принято. Из порта выходит пассажирский пароход «Адмирал Нахимов»; Прошу пропустить «Адмирал Нахимов» на выходе»;
«Ясно, пропустить».
Правила правилами, но есть и обычная морская вежливость. Круизный теплоход, люди отдыхают, у команды впереди еще долгий путь. А «Васев» уже почти дома, скоро на берег. Почему же и не пропустить, тем более что и порт об этом просит?
Так может, «Нахимов» оказался не в курсе того, что его пропускают вперед?
Из переговоров двух судов некоторое время спустя:
«Петр Васев», я пароход «Адмирал Нахимов». Ваш курс, ваши действия?»;
«Идем курсом 36, скоростью 12,5 узлов»;
«Вы можете нас пропустить, у нас на борту тысяча туристов и наш курс 160 градусов?»;
«Идите!»;
«Мы можем идти тем же курсом и не сбавлять оборотов?»;
«Да, можете идти»;
«Вы пропустите нас?»;
«Да, идите».

Не все по правилам

Оба судна постоянно вели переговоры друг с другом и с портом, согласовывая свои действия. Погода стояла отличная, море спокойное, видимость, несмотря на ночное время – великолепная, ведь «Нахимов» шел при полном параде и празднично светился за много километров. Да и «Васев» не был обижен иллюминацией – все по правилам. Команды и капитаны обоих судов, разумеется, были трезвые, и на мостиках стояли достаточно опытные судоводители.
Позже следствие нашло множество серьезнейших недочетов, таких как прикрученные проволокой, вопреки всем правилам, спасательные плоты «Нахимова»; отказ «безотказной» автономной системы аварийного освещения, в результате чего на пароходе сразу же после столкновения наступила полная темнота. Неумение пассажиров пользоваться спасательными средствами (им просто никто ничего не объяснил перед рейсом), в результате чего многие утонули только из-за того, что неправильно надели спасательный жилет. Да и корпус самого «Нахимова» уже много лет не соответствовал нормам – он имел так называемый одноотсечный стандарт непотопляемости, это когда судно останется на плаву при затоплении только одного отсека. По чистой случайности, «Васев» протаранил «Нахимова» в перегородку между двумя отсеками, и потому судно очень быстро наполнилось водой.

Виноват, но… не виноват

Все это объясняет затопление парохода и гибель людей, но никто еще до сих пор не смог объяснить, почему эти два судна вообще столкнулись?
Даже наш советский суд признал капитана «Адмирала Нахимова» В.Г. Маркова и капитана «Петра Васева» В.И. Ткаченко виновными в кораблекрушении и гибели людей, но не в столкновении судов. Если кто не видит разницы, то капитанов судили за то, что они стали виновниками потери судна и множества человеческих жизней, но это как следствие самой катастрофы. Причина же катастрофы, то есть столкновения двух судов, неизвестна до сих пор, и виноватых нет.
Гибель «Адмирала Нахимова» очень быстро окуталась мистическими домыслами. Выдвигались самые сумасшедшие версии: применение микроволнового оружия через спутник и как следствие – временный отказ приборов; покушение на начальника управления КГБ по Одесской области генерал-майора Крикунова (он со своей семьей уже после отхода «Нахимова» от причала был доставлен на борт парохода катером). Некоторые выдвигали возможность проявления так называемого локального геофизического резонанса. Это когда вследствие взаимодействия планет Солнечной системы между собой и с Землей в отдельных ее зонах возникает возбуждение физического пространства. Результат – землетрясения, скачки магнитного поля и даже совершение людьми (в данном случае – вахтенными и капитанами обоих судов) неадекватных поступков.
Но что же на самом деле произошло жарким вечером 31 августа 1986 года? На этот вопрос ответ так и не найден…

 

 

 

Источник: http://www.chronoton.ru/past/sea/nahimov

Написал - ab

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Реклама на сайте
Фото
Нахимов, памятник в Севастополе
Интересное
• Раритетные фотографии площади и проспекта Нахимова в Севастополе
Фотографии площади и проспекта Нахимова в Севастополе.
• Нахимовы. Две улицы — два полюса.
Интересную статью нашел на просторах Интернета и связана она с улицами, одноименных с тематикой нашего сайта. Это улицы названы в честь Нахимова Павла Степановича. Цитирую с указанием на источник.
• Минобороны РФ выделит деньги на реставрацию собора в Севастополе, где похоронен Нахимов

Адмирал Нахимов

Министерство обороны РФ выделит финансовые средства на реставрацию Владимирского собора в Севастополе, в котором захоронены великие русские адмиралы, в том числе и Павел Нахимов, заявил во вторник глава Минобороны России Анатолий Сердюков во время визита в Севастополь.
• Памятник генералу Остен-Сакену
На Приморском бульваре был памятник генералу Остен-Сакену Дмитрию Ерофеевичу, начальнику гарнизона Севастополя во время Первой обороны. В советские времена снесен как памятник царскому генералу. 
• Малахов курган

Малахов курган

Есть на земле места, где история тесно сплела века и события. Одно из таких мест - Малахов курган в Севастополе, известность которого шагнула далеко за пределы бывшего Союза.
• Репортаж о памятнике Нахимову

Адмирал П.С. Нахимов

О народном адмирале глазами Севастопольских журналистов независимого телевидения. Короткий репортаж о памятнике героя в продолжении новости.
• Памятник Нахимову

Адмирал П.С. Нахимов

Из мира новостей. События, связанные с тем, упал один из элементов памятника Нахимову навело на новые мысли корреспондентов местного телевидения. Короткий репортаж от независимого телевидения Севастополя.

• Вандалы повредили памятник Нахимову в центре Севастополя (ФОТО)
Вандалы в очередной раз повредили памятник Нахимову в центре Севастополя (ФОТО) Севастополь, Октябрь 28 (Новый Регион, Михаил Рябов) – Вандалы поломали и повалили на землю якорь – один из элементов памятника Нахимову, который стоит на центральной площади города.
• Фото площади Нахимова с самолета

Фото площади Нахимова с самолета

Интеесную фотографию нашел в интернете площади Нахимова. Видно, что снимали с самолета (кукурузника) и время сьемки можно датировать началом прошлого века. Многих, привычных сооружений мы на фото не видим. Нет памятника затопленным кораблям (он был был установлен в 1905 году к пятидесятилетию первой обороны Севастополя), нет лестницы к памятнику Казарскому, первому памятнику в Севастополе и многого другого.
• Площадь Нахимова

Павел Степанович Нахимов

Нахимов Павел Степанович (1802–1855), российский флотоводец, адмирал, герой Севастопольской обороны, с именем которого связана героическая борьба русских солдат и матросов против турецких и англо-французских интервентов. Н.П. Нахимов был одним из любимых учеников и последователей адмирала М.П. Лазарева. 28 июня (10 июля) 1855 был смертельно ранен пулей в висок на Корниловском бастионе Малахова кургана. Похоронен во Владимирском соборе - усыпальнице русских адмиралов рядом с великими людьми.

Популярное
Календарь
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Из мира новостей
Фото & Видео
Вечная память