Адмиралу П.С. Нахимову посвящается...
Параход Нахимов
Трагедия / (25-08-2010, 23:43)
Адмирал Нахимов
Первоначальное название судна - BERLIN (III) (порт приписки - Бремен. Судовладелец - Norddeutscher Lloyd). Дата постройки - 17 сентября 1925 года. Строитель - фирма "Bremer Vulkan" (Лоббендорф)
Первый рейс с пассажирами осуществил 26 сентября 1925 года по маршруту Бремерхафен - Нью Йорк.
s.s. "Berlin" принимал участие в спасении людей во время кораблекрушения п/х "Вестрис" в Атлантическом океане в ноябре 1928 года.
С сентября 1939 года - в составе военно-морских сил Германии в качестве госпитального судна.
31 января 1945 года в результате подрыва на мине затонул на глубине 13 метров в устье реки Свине. Передан Советскому Союзу в 1946 году в счет военных репараций и переименован в "Адмирал Нахимов". После ремонта в ГДР с 1949 по 1957 гг. передан на баланс Черноморскому морскому пароходству (г. Одесса). С 1957 года п/х "Адмирал Нахимов" совершал круизы с советскими туристам вдоль берегов Черного моря под командовнием капитана Н.А. Соболева. Участвовал в перевозке военных на Кубу в период Карибского кризиса 1962 года. Совершал рейсы с кубинскими военными в Эфиопию в 1978 году, с паломникаи из Алжира в Гавану в июле 1978 г. В 1977 году экипаж парохода "Адмирал Нахимов" во главе со своим бессменным капитаном отметил 20-летие безаварийного плавания. Однако, на самом деле судно не отвечало требовниям Конвенции СОЛАС-1974 по безопасности мореплавания, поэтому дальнейшая его эксплуатация ограничилась круизами по Крымско-Кавказской линии между портами Одесса-Ялта-Новороссийск-Сочи-Сухуми-Батуми. Регистровые документы судна на годность к плаванию продливались из года в год. Так было и летом 1986 года, когда руководство Черноморского пароходства как всегда его выпустило в рейс с более 1000 человек на борту.
Это был действительно последний рейс "Адмирала Нахимова" - после его завершения, 05 сентября 1986 года, судно должно было отправиться на слом. Однако, отправившись 29 августа 1986 г. из Одесского порта, пароходу уже никогда не суждено было вернуться обратно...

Круизный рейс с 29 августа по 05 сентября 1986 г.(официальные данные):
Количество пассажиров на борту парохода "Адмирал Нахимов" по списку: 897 чел.

Основной экипаж парохода "Адмирал Нахимов": 276 чел.
Практиканты ОВИМУ: 13 чел.
Практиканты ОМУ: 1 чел.
Практиканты ОМШ: 48 чел.
Руководитель практики ОМШ: 1 чел.
Сопровождающий сотрудник милиции: 1 чел.
Родственники членов экипажа: 6 чел.
Всего членов экипажа: 346 чел.

Всего людей на борту по судовой роли и списку пассажиров: 1243 чел.(общее количество спасенных и погибших составляет 1259 чел.. Фактически на борту находилось намного больше людей)

Всего спасено людей по береговым учетным спискам: 836 чел.

Официальное количество погибших:
Пассажиры: 359 чел.
Экипаж:
- штатный экипаж: 53 чел.
- практиканты: 6 чел.
- руководитель практики: 1 чел.
- киоскер "Союзпечати": 1 чел.
- киномеханик "Кинопроката": 1 чел.
- члены семей экипажа: 2 чел.
Всего погибло членов экипажа: 64 чел.
Общее официальное число погибших: 423 чел.(по неофициальным данным число погибших более 500 человек)
Из них: 79 чел. снято с поверхности воды;
279 чел. найдено в корпусе затонувшего судна и поднятых с грунта;
~65 чел. остаются внутри парохода до сих пор (из них членов экипажа - 14 чел.).

ХРОНИКА КАТАСТРОФЫ
22:00 31/08/1986 - 23:35 31/08/1986

(Все диалоги в этой главе в вольном изложении, на основании документальных свидетельств, показаний очевидцев и участников событий. Радиопереговоры воспроизведены на основании показаний свидетелей.)

22-00
31 августа 1986 года. Все вахтенные на своих постах. На мостике, как и положено по Уставу, капитан парохода - В.Г. Марков, вахтенный второй помощник капитана А.Р. Чудновский, на руле - матрос И. Середа, впередсмотрящий Ю. Вышаренко.
Два буксира портофлота - "Бесстрашный" и "Безукоризненный" медленно отвели ярко освещенный "Адмирал Нахимова" от причала, развернули его в акватории и повели на выход из порта.

По свидетельству пассажира И. Телеса, находившегося в баре на палубе "В" и ожидавшего начало киносеанса, на выходе из ворот порта "главные двигатели были неожиданно застопорены". Это вслед уходящему пароходу приближался катер. С правого борта спустили парадный трап и на борт "Нахимова" поднялся один человек, с портфелем в руке. Судно снова начинает набирать обороты и движется на выход из бухты.
...Пассажиры на судне были каждый заняты своим делом. Как всегда по вечерам на судне была развлекательная программа. В музыкальном салоне для молодежи началась дискотека, работали бары "Варна", "Рубин" и рестораны, в которых подавали ограниченное количество спиртного, на открытой площадке палубы А начался концерт для ветеранов, кто-то отмечал День шахтера. Многие находились у себя в каютах, готовились ко сну. Часть пассажиров просто стояла вдоль борта у лееров и смотрели на ночной город, на суда, стоящие на рейде, мимо которых проходил "Адмирал Нахимов". Члены экипажа, которых всего на судне было 346 человек занимались своими обязанностями - в машинном отделении работали кочегары, машинисты, механики, на палубах находились вахтенные матросы, в ресторанах и барах работали официантки, в коридорах кают находились на своем дежурстве дневальные. Свободный от вахты экипаж отдыхал наравне со своими пассажирами.
В кинозале в половина одинадцатого начался фильм "Я любил Вас больше жизни". Кинозал находился в кормовой части палубы "Б".

Справа по борту всеми огнями светится Новороссийск, слева видны дымящиеся трубы цемзаводов "Октябрь" и "Пролетарий", огни Восточного района порта, Судоремонтного завода. Прямо по курсу - гора Дооб, где мерцают огни Кабардинки, расстояние до которой составляет пока около 7,5 миль, а сами очертания горы теряются в ночи. Справа на краю горы периодически вспыхивает Дообский маяк. За кормой парохода видны огни морского порта. Судно следует по всем правилам движения в бухте - рекомендованным курсом 154,2, по створам, но без лоцмана - круизные суда идут под радиолокационной проводкой берегового поста регулирования движения судов (ПРДС). Миновав буи ограждения Пенайских банок, "Адмирал Нахимов" повернул на курс 160* для прохождения через систему разделения движения...

...Пароход последний раз в своей 60-летней жизни покидал порт, имея на своем борту 1234 человека.

В это время со стороны открытого моря в Новороссийск шло другое судно - балкер "Петр Васев", имея на борту 28638 т ячменя. На вахте в это время находился третий помощник капитана П. Зубюк, матрос-рулевой и матрос-впередсмотрящий. Сухогруз шел курсом 56 градусов, но через полчаса судно должно было повернуть на новый курс - 36 и следовать в систему разделения движения судов. На мостике грузового судна тишина, только изредка слышны разговоры на 9 и 16 каналах УКВ-радиостанции...

22-15
9-ый канал УКВ:
"Новороссийск-17, я теплоход "Петр Васев", прием."
"Петр Васев, я Новороссийск-17, слушаю Вас"
"Следуем курсом 56 градусов, 11-ти узловым ходом, планируем через час подойти к точке встречи лоцмана"
"Принято. Из порта выходит пассажирский пароход "Адмирал Нахимов". Прошу пропустить "Адмирал Нахимов" на выходе";
"Ясно, пропустить".
"Петр Васев, я Новороссийск-5, сообщите Ваши основные размерения, осадку, груз, рейс"
"184 метров длина, 28 ширина, осадка 10,5 метров, груз - 28 638 тонн ячменя, следуем из порта Бекомо, Канада"

22-30
9-ый канал УКВ:
"Новороссийск-17, я пароход "Адмирал Нахимов", прошел ворота. Что у нас на створах и на рейде?"
"Адмирал Нахимов, я Новороссийск-17. На створах и рейде сейчас движения нет, но на подходе с Босфора идет т/х "Петр Васев". Он предупрежден о Вашем выходе и пропустит Вас"
"Ясно."

22-47
Около 21 ч. 47 мин. (по судовому времени) капитан сухогруза В.И. Ткаченко вышел из своей каюты, поднялся по трапу и вошел в штурманскую рубку. Капитан подошел к САРПу. На экране радара было множество "целей" - суда на рейдовых стоянках вне бухты и в самой Цемесской бухте. Слева по борту виднелся берег с редкими огоньками поселков Южная Озереевка, Широкая балка и Мысхако.
Оба судна легли на новые курсы. Через три минуты пароход "Адмирал Нахимов" вышел из зоны проводки ПРДС. В это же время капитан В.Г. Марков задал обороты, курс судна 160* и ушел с мостика. На мостике остались 2-й помощник А.Р. Чудновский, рулевой Е. Смирнов, впередсмотрящий Ю. Вышаренко. Слева по борту, совсем близко уже виднелись огни пионерских лагерей и баз отдыха в Кабардинке, все ярче вспыхивал белыми проблесками Дообский маяк. Справа по борту, на расстоянии около 8 миль виднелись ходовые огни грузового судна.

22-50
9-ый канал УКВ:
"Адмирал Нахимов, я теплоход "Петр Васев", каким курсом и с какой скоростью идете?"
"Следуем курсом 160"

22-54
Второй помощник А.Р. Чудновский время от времени подносил бинокль к глазам и разглядывал встречное судно.
- Смирнов, сдайте руль Вышаренко, становитесь на пеленгатор, берите пеленг на "Васева",- сказал Чудновский
Через некоторое время Смирнов доложил:
- Изменение пеленга за 2 минуты - 2 градуса, пеленг тянет к носу, мы сближаемся!

Третий помощник капитана "Петр Васев" П. Зубюк наконец-то увидел вдали, слева по борту огни пассажирского судна и настроил пеленгатор, находившийся на левом крыле мостика на пароход.
Капитан балкера В.И. Ткаченко непрерывно смотрел на экран САРП, где на выходе из бухты двигалось большое пятно - "Адмирал Нахимов". Рядом с целью появлялись данные - курс, скорость, пеленг и дистанция.
- Пеленг меняется медленно,- доложил 3-й помощник Зубюк.
- Вы берете пеленг по одной и той же части судна?- спросил Ткаченко, потому что у него на экране, казалось, вообще было не заметно изменения пеленга.
- Я беру пеленг по его передней части надстройки,- ответил Зубюк

23-00
9-ый канал УКВ.
"Петр Васев, я пароход "Адмирал Нахимов". Ваш курс, Ваши действия?
"Идем курсом 36, скоростью 12,5 узлов."
" Вы можете нас пропустить, у нас на борту 1000 туристов и наш курс 160 град.?
"Идите!"
"Мы можем идти тем же курсом и не сбавлять оборотов?"
"Да, можете идти."
"Вы пропустите нас?"
"Да, идите."

23-04
На мостике "Васева".
Третий помощник Зубюк:
- Капитан, наша машина работает в маневренном режиме, пеленг на пароход практически не меняется!
- Знаю, не переживайте, штурман! Прибор показывает "красивое" расхождение,- сказал Ткаченко и посмотрел прямо перед собой в иллюминатор. Несколько секунд он стоял неподвижно, затем подошел к машинному телеграфу, взял трубку связи с машинным отделением. На другом конце провода ответил старший механик В. Русин.
- Будем пробовать давать задний ход, - сказал в трубку Ткаченко и перевел ручку телеграфа в положение "малый вперед".
Судно сохраняло прежние параметры движения и шло на опасное сближение с пароходом "Адмирал Нахимов".

23-06
Капитан Ткаченко переводит ручку телеграфа в положение "Стоп". Больше всего ему сейчас хотелось врубить полный задний ход! Но капитан понимал, что это невозможно - существует определенная инерция машины и для перевода режима работы главного двигателя из "полный вперед" на противоположное требуется некоторое время. Винт сухогруза по инерции продолжал вращаться на передний ход. Наконец через бесконечно долгих 30 секунд Ткаченко дал "средний назад" и сразу же "полный назад". Всё! После этой команды в машинное отделение сделать что-либо с 30-тысячетонным балкером было невозможно. Оставалось одно - ждать, когда винт, уже работающий на задний ход справится с колосальной инерцией груженого судна, которое как упрямое животное все равно прет вперед, прямо в мидель пассажирского парохода, с тысячей людей на борту! Капитан уже понял, что произойдет столкновение. Желая хоть как-то повлиять на ситуацию, он дает команду "Право на борт!". Но судно вправо не пошло - наоборот, из за работы винта на задний ход балкер пошел в противоположную сторону. В следующий момент произошел удар...

На мостике "Нахимова" А.Р. Чудновский, наблюдая за стремительно приближающимся балкером дает команды на руль: 155 градусов, 150 градусов...
- Лечь на курс 140 градусов!- приказал Чудновский и нервно схватил на носовой переборке трубку УКВ.

"Петр Васев, что вы делаете? Работать немедленно назад!!"
"Даем задний ход".

23-10
- Лево на борт!- крикнул Чудновский рулевому. На мостике парохода заметили, как бак сухогруза покатился вправо. Рулевой Смирнов только успел переложить руль лево на борт, как балкер, ударив пароход в середину правого борта, вошел в корпус "Нахимова".

На мостике "Петра Васева" стояли в оцепенении капитан, 3-й помощник, матросы рулевой и впередсмотрящий, на правом крыле - первый помощник, с биноклем в руках... Винт сухогруза уже 5 минут работал на задний ход, но судно по инерции шло вперед, медленно приближаясь в самый борт парохода. Они увидели, как на пароходе от борта в ужасе отбежали люди и в следующий момент бак высек сноп искр и с грохотом ударил в борт "Нахимова".
Сухогруз стал поворачиваться вправо под действием движения "Адмирала Нахимова". Через минуту суда расцепились и "Нахимов" ушел вперед по инерции, накренившись на правый борт. Еще через минуту на пароходе, моргнув, погасло все освещение. Серый контур парохода стал удаляться в темноте.
Примерно через 1-2 минуты второму механику парохода В. М. Белан удалось добежать до палубы А и запустить аварийный дизель-генератор (АДГ). Свет снова загорелся, но горел уже не так ярко...

23-13
П/х Адмирал Нахимов: "Петр Васев, спускайте все имеющиеся у Вас шлюпки и плоты на воду!.."
Аварийное освещение на пароходе работало примерно 2 минуты, после чего свет погас уже окончательно. "Адмирал Нахимов", качнувшись, резко накренился на правый борт.
После удара пароход прошел по инерции на юго-восток еще 900 метров, постепенно ложась на правый борт и погружаясь. Через некоторое время на поверхности воды был виден белый как лист бумаги левый борт парохода, по которому карабкались люди, а капитан В.Г. Марков, вися на левом крыле мостика отдавал команды: "Немедленно покинуть судно!","Всем от судна, от воронки, от взрыва!"... Трубы парохода уже уходили под воду и могли взорваться котлы.
Все это время на палубе парохода спускали шлюпки и сбрасывали плоты матросы по командой боцмана В. Г. Лободы. Почти все плоты, оказавшиеся потом в воде, и благодаря которым спасли свои жизни сотни людей, были сброшены этой командой.

23-16
9-ый и 16-ые каналы УКВ:
"Новороссийск-5, Новороссийск-17, я Петр Васев, столкнулся с пароходом "Адмирал Нахимов". Пароход шел без огней...
"Петр Васев", я Новороссийск -5, должите обстановку!
"Нахимов" включил огни, имеет сильный крен на правый борт..."

23-21
Произошла полная потеря плавучести, и пароход с креном около 60 градусов и сильным дифферентом на корму ушел в пучину, затягивая за собой множество людей, не успевших отплыть подальше. Те, кто до сих пор не успел выбраться из лабиринта многочисленных проходов, трапов, дверей парохода, среди обезумевшей толпы людей были обречены. Погибли и те члены экипажа, кто ушел в нижние палубы помогать пассажирам, жившим там, найти свои спасательные жилеты, надеть их и выйти на открытую палубу.
Судно легло на дно Цемесской бухты на правый борт на глубину 47 метров, курсом 120...

9-ый канал УКВ, после 23:20:
Новороссийск 5 (портнадзор) -> "Петр Васев": Петр Васев, Петр Васев, доложите обстановку, доложите обстановку!..
ЛК-90 -> Новороссийск-5: Буксир давай, Адрианыч!.. Да какой там буксир,..- буксиры!..
Новороссийск-5 -> "Петр Васев": Петр Васев, доложите обстановку!Наблюдаете ли "Нахимова"?
"Петр Васев": "Нахимова" не наблюдаем...

В это же время на поверхности сотни людей, перепачканные краской и мазутом, борются за свою жизнь, спасают жизнь других, а в иных случаях пытаются спасти себя за счет других.
Через 5 минут после погружения парохода, сухогруз "Петр Васев" начинает движение малым ходом вперед к месту катастрофы, однако, спустя 20 минут, капитан В.И. Ткаченко, опасаясь навала судна на людей, дает в машину "стоп". С балкера уже спущен мотобот N 1, который идет на поиски людей. К моменту его возвращения, вокруг теплохода было уже много людей. Парадный трап спустить не удалось, за борт выкидываются штормтрапы и концы. Но не всем удается по ним забраться. Обессиленные люди срываются с них и падают обратно в море.
Часть людей на плотах ветром отнесло к корме сухогруза. Ужас охватил всех, кто в это время находился на плотах и в воде:"Порубит винтами!" Но судно движения не имело и его винт без движения находился на глубине 11 метров, оставаясь абсолютно безопасным для людей на поверхности.

23.45
Лоцманский катер ЛК-90 подошел к месту крушения, приняв на борт 118(!) человек.
Спасательная операция началась....


31 августа 1986 года...
Этот снимок сделан днем 31 августа 1986 года
школьником из города Харькова.
Пароход "Адмирал Нахимов", совершая круизное плавание по Крымско-Кавказской линии только что ошвартовался у 34 причала в Новороссийске
Для многих из этих людей этот причал станет последним в их жизни.
Уже через сутки на этот борт, который будет находиться от поверхности воды ~ на 30 метров, будут погружаться водолазы и через него проникать внутрь судна для поиска людей, в запутанных лабиринтах корабля...
Но пока пароход "Адмирал Нахимов" стоит у причала, всей своей громадой возвышаясь над ним.

<!--TBegin--><!--TEnd-->

Здание Новороссийского морского вокзала, сквозь стеклянные стены которого виден большой зал ожидания. Здесь можно устроиться в мягком кресле и отдыхать, ожидая посадки на судно.

<!--TBegin--><!--TEnd-->

Здесь, множество людей будут стоять перед стеклянными стенами вокзала и смотреть в сторону моря, в сторону мыса Дооб, вблизи которого они всего несколько часов назад проходили на красавце-лайнере "Адмирал Нахимов" и где спустя некоторое время они боролись за свою жизнь в воде, среди сотен людей, где многих из них судьба разлучила с их близкими...


"Адмирал Нахимов" много раз заходил в порт Новороссийск и швартовался к причалу № 34 в соответствии со своим круизным расписанием, которое в последние годы практически не менялось.

<!--TBegin--><!--TEnd-->

С вентиляцией на судне, было не очень хорошо, особенно на нижних палубах. Во время рейса пассажиры нижних кают вставляли в иллюминаторы своеобразные "ветродуи" - так свежий воздух хоть как-то попадал в каюту.

<!--TBegin--><!--TEnd-->

Для того, чтобы попасть обратно на пароход каждый пассажир обязан был показать вахтенному на трапе "посадочный талон" - своеобразный пропуск на судно для пассажиров.


"Нахимов" в ночном освещении.


1- место удара бульбом;
2- место удара носом;
3- предполагаемый район пробоины.

<!--TBegin--><!--TEnd-->

Точка пересечения. Схема подготовлена с использованием программы Google Earth.

Спастельная операция
Воскресенье, 31 августа

Состав смены:
Состав смены: Начальник смены Н.Логинов Помощники Э. Попов, А. Журавлев, В. Гордиенко

22.00 П/х "Адмирал Нахимов" отшвартовался от 34 причала в рейс.

22.30 Лоцман Карпов убыл на т/х "Петр Васев" для швартовки к 12 причалу.

23.15 Т/х "Петр Васев" сообщил, что судно столкнулось с п/х "Адмирал Нахимов" в правый борт. П/х "Адмирал Нахимов" шел без огней.

23.20 Т/х "Петр Васев" сообщил, что п/х "Адмирал Нахимов" включил огни и имеет крен на правый борт.

23.24 Доложил капитану порта о столкновении судов в районе маяка "Дооб". Получил от капитана порта указание: передать на все суда, стоящие на внешнем рейде, о подготовке к спуску на воду плавсредств для оказания помощи пострадавшим в районе аварии. Послана автомашина за капитаном порта. Доложено о столкновении судов диспетчеру порта.

23.25 Передано на все суда, стоящие на внешнем рейде, подготовить все имеющиеся плавсредства для спуска на воду и оказания помощи пострадавшим в районе аварии.

23.27 Передано на все буксиры срочно сниматься и следовать в район аварии для оказания помощи.

23.30 Передано диспетчеру портофлота и АСПТР - готовить все плавсредства для выхода в район аварии для оказания помощи.

23.33 Передано оперативному дежурному пограничных кораблей о посылке кораблей в район аварии для оказания помощи п/х "Адмирал Нахимов".

23.35 Передал капитану т/х "Петр Васев" спустить на воду плавсредства и оказать помощь людям п/х "Адмирал Нахимов". Капитан т/х "Петр Васев" сообщил, что п/х "Адмирал Нахимов" не наблюдается.

23.40 В портнадзор прибыл капитан порта (*Попов Георгий Леонтьевич) и взял руководство на себя.

23.42 Дана команда т/х "Килия", следующего со стороны моря, следовать в район аварии для спасения людей на воде.

23.45 Буксиры "Марс", "Титан", "Тайфун", "Бесстрашный", "Безукоризненный", "Балтиец", "Беспощадный"и "Боевой" вышли из порта в район аварии для спасения людей на воде.

24.00 Т/х "Петр Васев" сообщил, что т/х(?) "Адмирал Нахимов" затонул. Доложено капитану порта.

24.00 Передано всем судам, что при подходе в район аварии соблюдать осторожность, так как на воде плавают люди.

00.15 Капитан Каминский А.Н. убыл на причал № 2 для следования на пограничном катере в район аварии.

00.25 Т/х "Петр Васев" сообщил свои координаты: пеленг 208 град. от маяка "Дооб", Д=3,1 мили, поиск людей вести от меня по пеленгу 100 град. в Д=2,8-3 мили.

00.35 Т/х "Петр Васев" запросил врача на судно.

00.40 Передано в портнадзор п/п Геленджик о посылке всех на ходу плавсредств в район аварии для оказания помощи пострадавшим.

00.45 Т/х "Ейск" прибыл в район аварии из 412 района. Дана команда м/б "Доковец" следовать в район аварии для оказания помощи пострадавшим.

00.50 Т/х "Петр Васев" сообщил, что на борт судна поднято 37 человек и 1 труп.

01.00 Т/х "Радуга-2" вышел из порта к месту аварии, на борту две бригады скорой помощи.

01.05 Т/х "Михаил Суслов" вышел на связь с портнадзором, ему передано: следовать в район аварии для спасения людей.

01.15 Из портнадзора п/п Геленджик сообщили, что в район аварии вышли катера: "Кедр", "Левкой", "Абрау-Дюрсо", "Новороссийск", "Академик Ферсман", "Импульс" и "Комета-57".

АСПТР направил в район аварии свои суда: "Водолаз-18" и "Миус".

01.20 Пограничный катер бортовой № 624 вошел в порт с людьми на борту.

01.48 Т/х "Базальт" доставил в порт 118 человек (из них 3 трупа) и последовал в район аварии.

01.50 ЛК-90 доставил в порт 54 человека и убыл в район аварии с начальником службы мореплавания (Новороссийского морского пароходства) тов. Федченко.

01.55 Зам. капитана порта тов. Каминский перешел на т/х "Килия" для руководства поиском людей.

02.00 На причал морвокзала высажено 306 человек, сообщил т. Мельников

02.42 Командир дивизиона пограничных кораблей сообщил, что высажено на причал морвокзала 232 человека, из них 5 трупов.

03.05 Мб "Безукоризненный" сообщил: на РК-34 около 80 человек, подобранных в районе аварии.

03.45 Мб "Тайфун" сообщил, что передал на т/х "Комета-57" 205 человек, 5 трупов остались на борту.

03.48 Передано дежурному НВИМУ, чтобы больше курсантов в район аварии не посылали.

03.50 Зам. капитана порта Каминский сообщил место гибели п/х "Адмирал Нахимов": пеленг от МК "Дооб" - 208 град., Д=2 мили.
Доложено капитану порта.
03.55 МБ-6125 и МБ-7014 от ПСО вышли в район аварии для оказания помощи.

04.40 Т/х "Комета-57" высадил людей на причал морского вокзала и убыл в район аварии.

04.45 Т/х "Михаил Суслов" прибыл в район аварии и поступил в распоряжение зам. капитана порта тов. Каминского.

05.10 Т/х "Комета-42" вышел из порта в район аварии для оказания помощи.

05.40 Портнадзор Сочи сообщил, что в 04.15 вылетели 4 вертолета на поиск людей.

06.00 Передано диспетчеру АСПТР - связаться с Одессой и передать: в район аварии направить т/х "Светломор".

06.10 Диспетчер АСПТР сообщил, что т/х "Светломор" находится в ремонте.

Выходят из Керчи с/с "Аметист" с барокамерой на борту, с/с "Антарес" из Иличевска с барокамерой на борту, "Леопард" с Босфора, "Гепард" из Одессы. Передано зам. капитана порта тов. Каминскому.

06.50 На 04 часа 45 минут спасено 755 человек, в том числе 232 человека экипажа, выловлено 16 трупов.

Всего послано в район аварии 64 плав. единицы для спасения людей.
07.00 Вахту сдал НС Боровкову.

С обстановкой в порту и на рейде ознакомил.
Начальник смены Логинов.

СВИДЕТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДЦЕВ
Cобытия до столкновения судов

М.Б. Кравцов, дежурный по морвокзалу:
Сидя в своем кабинетике, Михаил Борисович взглянул на часы и в полном соответствии со своей должностной инструкцией пошел на причал проводить "Нахимова". Было 22 часа.
Празднично и чуть таинственно отражались в засыпающей бухте многочисленные огоньки. Вокруг парохода их было особенно много, неспокойная вода расслаивала, оживляла их, и тогда казалось, что по поверхности скачут озорные светляки. "Бьется в тесной печурке огонь,- донеслось с палубы,- на поленьях смола, как слеза"... Михаил Борисович даже заслушался, так хорошо и свободно лился сильный, нежный мужской голос. "Интересно,- пластинка или самодеятельность?" - подумал дежурный. Пока заканчивалась отшвартовка, он еще успел послушать ненаглядную "Смуглянку". Совсем на душе хорошо стало. В двадцать три ноль ноль, как всегда, закрыл все двери вокзала. До полуночи дежурит милиция, но у них отдельный вход. Михаил Борисович записал время отхода "Адмирала Нахимова" в журнал, устало провел рукой по лицу. Посмотрел на замершие рядом шесть телефонов, по обыкновению урчащую в соседней комнате радиостанцию. Тишина...

В.Г. Марков, капитан п/х "Адмирал Нахимов":
В 22 часа мы отошли от причала. После прохождения буев Пенайской банки я передал управление судном вахтенному помощнику Чудновскому. Ушел в каюту. Посмотрел в иллюминатор: судно справа не увидел, задернул шторы и пошел мыть руки. Затем сел читать роман "Воспламеняющая взглядом". Это об экстрасенсах. Вскоре услышал три коротких гудка. Минуты полторы я подумал: чьи они? Решил, что подавать их может только "Петр Васев". Я сразу выскочил на мостик, надевая на ходу рубаху и бросился на правое крыло. Увидел большое судно, идущее на нас...

И.А. Телес, пассажир п/х "Адмирал Нахимов":
(цит. по Д. Чапкис "Гибель "Адмирала Нахимова")
Когда судно отошло от причала, он направился в кормовую часть палубы "Б", в бар "Варна". Сев за столик, некоторое время отдыхал, разглядывая красивый интерьер бара. Вдруг главные двигатели судна были остановлены. Люди, сидевшие в баре, бросились к иллюминаторам посмотреть, что случилось. Потом все успокоились, расселись по своим местам, ибо ничего страшного не произошло: с катера, догнавшего "Нахимов", на его борт был принят один человек. Машины судна начали набирать обороты, и происшествие постепенно заслонялось другими вечерними заботами и делами.

Из протокола допроса капитана п/х "Адмирал Нахимов" В.Г. Маркова:
Вопрос: Чем отличается отход из Новороссийска от отхода из любого другого порта в части подготовки к рейсу?
Ответ: Ничем. На судне находился обычный экипаж, многие из которых долгое время работали на этом судне. Вахту нес 2-й помощник капитана Чудновский А.Р. Судно было полностью подготовлено на отход и для плавания в сложных навигационных условиях. Все механизмы и системы были проверены и находились в рабочем состоянии. Были приняты все меры безопасности. Еще раз повторяю, рейс ничем не отличался от обычного. Все навигационные приборы работали нормально
Вопрос: Какова была скорость вашего судна?
Ответ: До буев ограждения Пенайских банок скорость судна была 6-7 узлов, после буев - до 10 узлов.

И.А. Горбунов, дежурный лоцман ПРДС:
В 21.35 перед отходом п/х "Адмирал Нахимов" вышел на связь с "Новороссийском-5" (портнадзор) и "Новороссийском-17"(ПРДС). Запросил у портнадзора 2 буксира и у Поста разрешения на отход в 22.00. Я спросил его: куда он идет? Ответ - в Сочи. Дал "добро" на выход. В 22.00 п/х "Адмирал Нахимов" отошел от причала № 34. Во время разворота п/х "Адмирал Нахимов" в акватории порта около 22.15 меня вызвал на УКВ радиосвязь т/х "Петр Васев" и уточнил время прибытия в точку встречи лоцманов в 23.20, и в это же время портнадзор запросил у т/х "Петр Васев" данные судна: длину, ширину, осадку, груз, рейс. При связи я сообщил т/х "Петр Васев" следующее: "Из порта выходит пассажирский п/х "Адмирал Нахимов", который заканчивает разворот. ПРОШУ пропустить "Адмирала Нахимова" на выходе. Т/х "Петр Васев" ответил: "Ясно, пропустить"...
В 22.30 он проходил ворота порта и вышел тут же на связь, доложив мне: "Прошел ворота", и спросил: "Что у нас на створах и на рейде?" Я ответил, что на створах и на рейде сейчас движения нет, но на подходе с Босфора идет т/х "Петр Васев". Он предупрежден о Вашем выходе и пропустит Вас. П/х "Адмирал Нахимов" ответил: "Ясно!" Больше он у меня другой информации о т/х "Петр Васев" не спрашивал.

Из протокола допроса капитана т/х "Петр Васев" В.И. Ткаченко, 1 сентября 1986 г.:
Вопрос: Когда судно было подготовлено к плаванию в системе разделения движения судов?
Ответ: Приблизительно в 21.35 (по судовому времени -прим. авт.) уже следовали в режиме маневренном курсом 63 град., затем в 21.47 повернули на МК=36 град. Первая связь с ПРДС была установлена за 2 с половиной часа до подхода. Рекомендовали связаться с ним, когда подойдем поближе. Сообщили ПРДС о своем входе в систему разделения движения. ПРДС в свою очередь сообщил, что из порта выходит п/х "Адмирал Нахимов".
Вопрос: С какого момента Вы были на мостике и когда взяли управление судном на себя?
Ответ: В 21 час с минутами я был на мостике, затем на короткое время спустился в каюту. Поднялся на мостик примерно в 21.40 и взял управление судном на себя.
Вопрос: Каков был состав ходовой вахты?
Ответ: Вахтенный 3-й помощник, рулевой и впередсмотрящий.
Вопрос: Работал ли САРП?
Ответ: Да. Данные, выдаваемые САРПом, снимал сам. САРП указывал на расхождение с судном в 2 мили, 3-й помощник следил за пеленгом, который увеличивался значительно. В работе САРПа был уверен.
П. Зубюк, третий помощник капитана т/х "Пётр Васёв":
Меня начинало тревожить спокойствие капитана. Почему он ничего не предпринимает? Нас вызвал на связь снова "Нахимов" и в очередной раз спросил, будем ли мы его пропускать. Я переспросил капитана и передал его слова, что будем.
...Через 7 минут...
Капитан в это время находился у телеграфа и уже перевел ручку телеграфа сначала на "средний", а затем и на "самый малый". С парохода спросили, застопорили ли мы машину. "Ответь им, что застопорили",-с некоторым раздражением ответил капитан и при этом застопорил машину.
Капитан связался с машинным отделением и попросил прибавить оборотов, сколько возможно. Машина работала уже на задний ход. Последовала запоздалая команда "Право на борт", но судно с отрабатывающей назад машиной уже не слушалось руля...

В.И. Ткаченко, капитан т/х "Петр Васев":
Я решил, что пароход остановился, чтобы спустить лоцмана. Но пароход отвернул вправо.
Моя вина... Я должен был изменить ход. Но я считал, что поскольку вектор относительного движения проходит по корме, то мы нормально разойдемся.
Зубюк доложил мне: пеленг уменьшается медленно. Я спросил, берет ли он пеленг по одной и той же части корпуса "Нахимова". "Я беру переднюю часть надстройки", - ответил Зубюк. Я считал, что "Нахимов" следует по створам и подумал, что пароход уменьшает скорость. Запросил через Зубюка: "Куда идете и ваша скорость?" ...Я не знал куда идет "Нахимов" - в Одессу или на Кавказ. Диспетчер не сообщил. Под действием настоятельных требований вахтенного помощника с "Нахимова" стал стопорить ход. Поставил ручку телеграфа на "средний-вперед" и позвонил в машинное отделение: "Двигатель придется останавливать пусковым воздухом и давать реверс". ...После "средний-вперед" я дал "стоп". Затем "малый-назад", "средний-назад", "полный-назад". ...Как только винт заработал назад, я дал три гудка. Оставалась минута... Пароход продолжал следовать перпендикул ярно нашему курсу. Первый удар - я видел - пришелся ближе к корме по фальшборту.

Из протокола допроса капитана п/х "Адмирал Нахимов" В.Г. Маркова, 02 сентября 1986:
Вопрос: 2-й помощник без Вашего ведома менял курс со 160* до 140* через 5*. Вы, находясь в каюте, не наблюдали по репитеру (от англ. repeator - повторитель, прибор дублирующий показания гирокомпасса на мостике - автор), что меняется курс, и Вы не захотели проверить почему?
Ответ: Изменение курса по репитеру не наблюдал, знал, что при всяком изменении курса вахтенный помощник обязан доложить об этом. В практике и раньше при каждом изменении ситуации и курсов вахтенный помощник докладывал мне об этом.
Вопрос: В каюте Вы были один или кто-то был из членов экипажа или из гостей?
Ответ: В каюте был один. Дверь из каюты всегда открыта в коридор.
Вопрос: Что делали в каюте? Не были ли больны?
Ответ: Я до этого был болен. Сейчас нет. В каюте умылся, обтерся по пояс.
Вопрос: На это времени много не уйдет. А остальное время?
Ответ: Сидел за рабочим столом в салоне, читал книгу "Воспламеняющая взглядом". Книга в "Звезде".
Вопрос: От Вашего места репитер где находится?
Ответ: Слева вверху за шкафом. Из-за стола я его не мог увидеть.
Вопрос: Репитер не зуммерит?
Ответ: Работает тихо, без шума.
Вопрос: По поведению репитера Вы не могли насторожиться?
Ответ: Нет
Е.А. Смирнов, матрос 1 кл. на п/х "Адмирал Нахимов":
...По выходу из порта на руле стоял старший рулевой Середа И.Ф., прошли ворота, я заступил на руль, принял курс 155*. Примерно в 22.25. Вышли на буи, на створе у буев был курс 156*. После буев курс капитан дал 160*. В этот момент капитан задал обороты, дал курс и ушел с мостика. До этого он получил сообщение, что к Дообу подходит судно "Петр Васев", но он не должен Вам мешать. Я его видел, до него было около 5-7 миль. Я на него брал пеленг. Я видел бортовой красный и 2 топовых четко. Сообщение поступило от "Новороссийска-17".
В 23.00 штурман сказал мне сдать руль Вышаренко. Я вышел на правое крыло и внимательно посмотрел на судно. Штурман сказл, чтобы я поставил пеленг на это судно. Расстояние до него было около 5-7 миль. Продолжал его пеленговать. Обнаружил, что пеленг меняется влево. Видно, что судно идет на пересечку. Я доложил штурману: пеленг меняется влево, мы сближаемся. Штурман вызвал судно на связь. За две минуты пеленг изменился на 2*. Связался с "Петром Васевым", спросил: "Ваш курс, ваши действия?". Повторил раза четыре. Ему не отвечали. Я встал на руль, Вышаренко впередсмотрящим, курс принял 160*. От смены руля и снова до заступления прошло 5-6 минут. Последовала команда - лечь на курс 155*, и в это время вышел на связь "Петр Васев". Лечь на курс 155* мне потребовалось несколько секунд. Штурман "Петра Васева" сказал - идем курсом 36*, скоростью 12,5 узлов. Наш вахтенный помощник спросил: "Вы можете нас пропустить, так как у нас на борту 1000 туристов и наш курс 155*, нет, он сказал - 160*"
Опять же возмутительно долгое молчание, потом вахтенный помощник "Петра Васева" сказал: "Идите!"
Наш спросил: "Мы можем идти тем же курсом и не сбавлять оборотов?". Опять же долгое молчание и ответ: "Да, можете идти". "Петр Васев" был впереди траверза. Штурман дает мне новый курс - 150*. Не могу вспомнить, сколько все это заняло времени.
Наш штурман снова вышел на связь. О чем они говорили, не помню, кажется, чтобы "Петр Васев" сбавил обороты или застопорил ход. И опять же штурман спросил: "Вы пропустите нас?" Но голос его уже был тревожный. И опять ответ: "Идите". Мне было видно, что мы сближаемся, судно уже близко, но опасности столкновения не было. Штурман дает указание лечь на курс 140*, что я и сделал. Я помню, что я не успел доложить, как штурман крикнул: "Лево на борт!". Александр Рувимович крикнул по УКВ "Петру Васеву" - "Работать назад немедленно!" Ответили: "Даем задний ход"...
В.Г. Марков, капитан п/х "Адмирал Нахимов":
Я услышал 3 коротких сигнала тифоном, поднялся на правое крыло мостика и сразу произошел удар...
В.И. Ткаченко, капитан т/х "Пётр Васёв":
...Пеленг менялся значительно, но на подходе п/х "Адмирал Нахимов" к ограждению Пенайских банок пеленг на него стал меняться медленнее, а линия относительного движения пошла вправо по движению судна, его вектор потянуло к носу, но изменение ракурса его топовых огней не наблюдал, т.е. ракурс огней не менялся. Видимо, была изменена скорость, у меня возникли сомнения в его курсе. Запросил через 3-го помощника п/х "Адмирал Нахимов", какой у них курс сейчас и какой будет следующим.Ответили - 160*. Возникли сомнения, что п/х "Адмирал Нахимов" отрабатывает задним ходом. Я ИМЕЛ ЗАПАС ПО ДИСТАНЦИИ И МОГ ОСТАНОВИТЬСЯ В ЕЕ ПРЕДЕЛАХ . Длина тормозного пути моего судна 1800 м. Дал машине "стоп". Вал с винтом по инерции продолжал вращаться на передний ход...
В расстоянии около 1 мили (*1852 м) от п/х "Адмирал Нахимов" я понял, что надо давать задний ход и сделал это. В расстоянии 2-4 кабельтовых (*370,4 м - 740,8 м) дал команду "право на борт", но из-за ветра и малой скорости, которая по моей оценке равнялась 3 узлам, а по оценке 3-го помощника - 5 узлам, судно вправо не пошло...
П. Попов, первый помощник капитана т/х "Пётр Васёв":
В этом рейсе все складывалось как нельзя лучше. В канадском порту Бекомо мы взяли 28600 тонн ячменя, 800 тонн были сверхплановые. При подходе к порту экипаж занялся самодосмотром, которым руководить было поручено мне. В каюту то и дело заходили моряки, докладывали о результатах этой работы. И вдруг я почувствовал сильную вибрацию судна. Это означало, что был дан полный задний ход. Я бросился к иллюминатору и увидел вдалеке залитый огнями город. Подсознательно почувствовал, что обстановка неординарная, и быстро взбежал на мостик. Прежде я оказался в штурманской, где увидел склонившегося над картой штурмана, он был возбужден и спешно наносил на карту обстановку. Через рулевую рубку я прошел на правое крыло мостика и взял бинокль. Я был без очков и поэтому только теперь увидел приближающееся по левому борту судно с сотнями огней. До нас доносилась музыка, люди танцевали, гуляли по палубам. Они с любопытством смотрели на приближающийся к ним балкер, затем лица их застыли в недоумении, и затем ужас охватил их, и они бросились к противоположному борту...

В. Русин, старший механик т/х "Петр Васев":
Как только машина была переведена на маневренный режим работы, то есть в 21:45, я спустился в машинное отделение. До 23:05 мы шли маневренным ходом. И только лишь в это время последовал первый реверс "передний средний", через три минуты - "передний малый" и почти одновременно "стоп". Капитан позвонил по телефону и сообщил, что будем работать на задний ход. Через две минуты последовала команда "задний средний" и сразу же "задний полный". А спустя две минуты мы почувствовали двойной толчок. Через минуту была объявлена тревога, а еще через две последовала команда "стоп". Я подумал, что мы ели на мель, но пришел электромеханик и сказал, что столкнулись с судном, а в 23:20 в машину спустился 4-й помощник капитана В. Краснюк и сказал, что судно, с которым мы столкнулись, затонуло...
П. Тураносов, буфетчик на п/х "Адмирал Нахимов":
В Новороссийске стояла чудесная погода, летняя. Отошли мы в десять часов вечера. Ничего не предвещало тому, что может случиться такое...Я в это время находился на работе, в моем баре было очень много людей, люди отдыхали, веселились...
М. Г. Лившиц, пассажир:
Это был мой седьмой круиз. Тот день проходил особенно весело. На палубе устроили вечер для ветеранов. Сначала был концерт, потом поздравляли всех с Днем шахтера, и начались танцы. Мы с двоюродным братом Владимиром гуляли по палубе. Потом спустились в каюту, хотели уже спать ложиться. И тут- сильный удар...
М.И. Карпов, лоцман на ЛК-90:
Запросили мы у Поста - где "Васев", где "Нахимов"; мы подходили уже ближе к буям, "Нахимов" прошел буи и лег на курс. Все горело у него - как пассажирский теплоход - все горело, играла музыка... Настроение, видно, было у команды и пассажиров хорошее. Теплое лето заканчивалось, он шел на Кавказ. Нам Пост ответил, что идет "Васев",- "Васев" уступает дорогу "Нахимову"... Потом, минуты через 3-4 "Васев" вышел на связь доложил, что столкновение произошло и "Нахимов" утонул.

С.И. Сапожников, матрос п/х "Адмирал Нахимов":
...В 22 часа прозвучало: «Палубной команде аврал, занять места по швартовому расписанию». Но сам отход задержался на пол часа из-за опоздания какого-то важного пассажира. И вот, отданы швартовые, буксиры помогли отойти судну от причала, и пароход стал медленно набирать ход. Нас, матросов, еще долго не отпускал второй помощник капитана Чудновскин. Его вахта длилась с 20 до 00 часов, и время шло в его пользу, на мостик он явно не спешил. И, как показали дальнейшие события, лучше бы он там и не появился бы в тот вечер. После аврала мы с друзьями переоделись, и, как обычно, собрались на кормовой палубе, где играла музыка и танцевали пассажиры. Пароход светился многочисленными огнями, огромный плывущий остров, который виден за многие мили ночного моря. Я с товарищем стоял у бара и пил кофе. На минуту я вспомнил, что забыл в каюте ключи от кормовой аварийной партии. В мои обязанности входило по тревоге открыть и выдать аварийное имущество. Но вскоре я забыл о тревогах, наслаждаясь музыкой и ви¬дом танцующих пар... (цит. по: газета "Комсомольская правда - Ярославль", 31.08.2007)

СВИДЕТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДЦЕВ
Столкновение судов, крушение парохода

Л.А. Богданова, пассажирка
Я и еще две подруги из нашей тургруппы стояли на площадке перед коктейль-холлом. Мы собирались на шоколадный коктейль. А пока курили и смотрели сверху на палубу, где шел концерт для ветеранов. Представляли танцы народов СССР. Кто-то лихо отплясывал "лезгинку"... Мне надо было разменять 50 рублей, и я открыла косметичку, чтобы достать купюру... Вдруг - толчок. Погас свет. Сразу же смолк эстрадный оркестр, оборвав мелодию. Темнота и тишина. Стало жутко. Но тут зажегся аварийный свет, и все внизу зашевелились, засуетились... Второй толчок... Кто-то закричал, кто-то упал. Я, трусиха, уцепилась за перила. Откуда-то побежали матросы в оранжевых жилетах... У меня теперь оранжевый цвет жуть вызывает... Мы им кричим: "Что случилось?" "Ничего! Всем на левый борт!"

Марина Яковлева, пассажирка
...Когда сухогруз врезался в борт "Нахимова", мы ощутили лишь легкий толчок, как будто где-то внутри судна что-то упало, как будто посуда разбилась. Никто из моих попутчиц даже не обеспокоился, хотя погас свет. А я вскочила, словно кто-то мне крикнул: "Беги! Опасно!". Быстро надела блузку, натянула легкие брюки. Меня отговаривали: "Да что ты! Сейчас все наладится!" Но я выбежала в коридор, бросилась по лестницам вверх. Свет вспыхнул, потом снова погас. Там даже днем я не раз плутала, чтобы выйти наверх. А тут в кромешной тьме. Как будто кто-то вел меня. В конце концов я сумела выбраться на верхнюю палубу. Там стояли несколько человек из моей тургруппы. Один молодой человек оканчивал мореходку. Он путешествовал с сестрой, оба были уже в спасательных жилетах, хотя и не знали толком, что случилось. Я к нему: "Миша, у меня в вашей каюте документы остались". "Какие документы?! Сейчас за борт придется прыгать!" И мы втроем побежали на шлюпочную палубу. "Нахимов" кренился толчками. И шлюпки, как сказал Миша, уже невозможно было спустить. Я была в состоянии очень близком к истерике. Увидела спасательный круг. Но он был плотно зажат в держателях. Миша выбил мне его ногой и побежал дальше. Я схватила круг, но - издевка Фортуны - круг был привязан очень крепкой веревкой. Я смогла отбежать только на несколько шагов. Бросила его. И тут начался очень сильный крен. Я потеряла своих ребят в толпе. Паника началась, люди уже сыпались за борт. Еще один толчок. Я вцепилась в распахнутую дверь променад-палубы и зависла с ней над морем. Вижу только блики внизу. Понимаю, что надо прыгать вниз и отплывать дальше от борта, чтобы не затянуло в воронку. Но я совершенно не умела плавать. Это было самое трудное - разжать пальцы и скатиться в черную холодную воду. "Господи, неужели это все?!"...(Источник)

В.Е. Просвирнин, старший пассажирский помощник п/х "Адмирал Нахимов":
(new) Я был у себя в каюте во время удара. Мгновенно погас свет. Аварийный дизель-генератор заработал было, но через две-три минуты опять все погасло - вода залила распределительный щит. Я успел забежать за документами, а когда снова оказался на палубе, теплоход уже уходил под воду. Подплыл к плотику. Пробоина была большая, все случилось так быстро.
(цит. по статье Г.Курова, "Новороссийский рабочий", сентябрь 1986 г.)
А.Е. Кандыба, пассажир
Вечером 31 августа мы с Игорем (И.А. Телес) решили пойти в кино. Обычно вечером было два сеанса, второй начинался в 22.30
Вошли в небольшой кинозал. Собралось примерно 50 зрителей. Вход в зал с торца; между креслами посередине проход. Мы сели во второй ряд.
Ровно в 22.30 я посмотрел на часы, минуту или две спустя погас свет и началась картина "Я любил Вас больше жизни". Картина наша, о войне, танкистах , генерале Леселидзе, цветная. Все было обычно: картина "крутилась" без помех, где-то внизу, в недрах судна ровно гудели двигатели, этот ровный негромкий гул стал привычным и внимания не привлекал.
Вдруг, когда походу картины у немецкого солдата, попавшего под советский танк, горлом хлынула кровь, судно как будто ударилось о преграду. Ощущение было такое, как в идущем трамвае, когда резко включаются тормоза. Как показалось экран вместе с переборкой, на которой он был закреплен, резко сдвинулся с места и "поехал" вперед. Экран погас, лампы аварийного освещения (их в зале 2) также не горели. Через секунд 20 экран снова засветился, так было примерно 30 секунд. Затем он погас окончательно. Наступила мертвая, непривычная тишина. Люди начали выбираться из зала. Мы с Игорем поднялись по трапу на верхнюю палубу, там, где бассейн - в корме, и увидели отходящим от "Нахимова" задним ходом какое-то большое темное судно. Расстояние между судами было примерно 150-170 м. Увидели, что по правому борту подмяты перила, подошли к борту посмотреть, в чем дело. Темно, тишина, только слышен шум вливающейся воды (как течет река). В это время подбежал какой-то парень в плавках и крикнул: "Надо прыгать!". За ним прыгнули 3-4 человека, мужчины. Крена еще не было. Мы с Игорем пошли на корму в надежде узнать что-либо о случившемся . В это время паники еще не было, света тоже. Кто-то крикнул: "Бехз паники. Всем на левый борт!". Когда начали скапливаться на левом борту, вдруг загорелся свет - все яркое освещение судна. Разался радостный крик, через некоторое время свет погас. Крен начал увеличиваться, чтобы не покатиться по палубе, уже необходимо было за что-то держаться...

Е.А. Смирнов, матрос, п/х "Адмирал Нахимов":
Видно было, как бак "Петра Васева" идет на нас. Наше судно начало катиться влево, и бак "Петра Васева" как бы отошел от нашего бака, а удар произошел позади мостика. Я успел переложить руль лево на борт после команды и тут же удар. Судно немедленно обесточилось, руль, телеграф, все отключилось...
В этот момент забежал капитан, спросил: "Что случилось?". КМ приказал: "Шлюпочная тревога!" Старпом прибежал, бросился к трансляции, ниего не работает. КМ дал команду голосом, всем кто был на мостике приказал кричать шлюпочную тревогу. КМ дал команду: "Лево на борт!", я ответил - руль не работает. И в этот момент опять включился свет АДГ (*аварийного дизель-генератора) и секунды через 3 выключился. Включились и выключились приборы. Судно резко начало крениться. На мостике уже никого не было. Я вылез на левый борт крыла, где был капитан, крен около 50*. Он уже не мог стоять, а висел на планшире, но со стороны борта отдавал команды: "Всем от судна, от воронки, от взрыва!". Я к нему добрался и спросил: "Что делать?" Он сказал: "Немедленно покинуть судно!" и я сполз в воду, так как вода уже подходила к крылу левого мостика

Е.А. Смирнов, матрос, п/х "Адмирал Нахимов":
(new) Я увидел, как сухогруз врезается в наш борт. Они дали задний ход, но было слишком поздно.
Капитан В. Марков оставался на вахте до конца. Попытался выбросить судно на мель. Но руль отказал. Когда капитан приказал мне покинуть судно, через дверь пришлось пробираться как через люк.
(цит. по ст. Г. Курова, "Новороссийский рабочий", сентябрь, 1986 г.)
Ю.А. Вышаренко, матрос-практикант, п/х "Адмирал Нахимов":
У меня сложилось впечатление, что "Петр Васев" перед самым столкновением пошел влево, и тут же произошел удар. "Петр Васев" начал отходить (быстро, за несколько секунд). Я ощутил один удар, второго не ощутил. Погас свет. Чудновский выскочил на крыло, за ним капитан. Начал кричать на Чудновского: "Что Вы наделали?". Чудновский начал оправдываться, ссылаясь на то, что "Петр Васев" обещал его пропустить. Прибежал старпом. Включилось аварийное освещение, быстро погасло. Старший помощник крикнул: "Нужно включить тревогу!", попробовал ручку сигнализации, она не работала. Прибежал радист и сказал: "Какой сигнал давать?". КМ (*капитан), что не SOS, а аварийную, передать три икса, а в это время КМ скомандовал: "лево на борт!" Рулевой ответил: "Судно не слушается руля". Дважды старший помощник спросил: "Что делать?". КМ сказал, чтобы тревогу объявлять голосом. Начали подбегать другие матросы и все побежали по палубам объявлять шлюпочную тревогу.
...Судно начало крениться очень быстро. Боцман крикнул: "Шлюпки поздно, давайте сбрасывайте плоты".
В.Г. Марков, капитан п/х "Адмирал Нахимов"
По удару я почувствовал, что наше судно получило большие повреждения. Но я не думал, что оно затонет так быстро... Я послал людей осмотреть пробоину и доложить о результатах столкновения. Вниз ушли старпом А. Маглыш, главный механик И. Дехтярев, старший механик Г. Юркин и матрос Фахретдинов (все погибли)
"Нахимов" еще двигался по инерции. Я дал команду "Лево на борт!". При этом имел ввиду выбросить судно на прибрежную мель с целью его спасения. Рулевой ответил: "Судно руля не слушается". Я еще раз повторил: "Лево на борт!" И тут полное обесточивание...
Крен увеличивался. Подал команду голосом с репетованием: "Пассажирам и команде покинуть судно. Спустить все спасательные плоты и шлюпки!"
В.И. Ткаченко, капитан т/х "Петр Васев":
Козырек бака прошел вдоль борта судна по длине 8-10 метров в центре под углом, близким к 90*. Бульб вошел в корпус, получил повреждения сам и нанес повреждения судну...
Когда на короткое время у них снова появилось освещение, они (*"Адмирал Нахимов") передали, чтобы мы спускали шлюпки. Начали спуск шлюпок. Сразу же после столкновения, а в момент столкновения нажал на кнопку прибора "Furuno", в который зафиксировал момент столкновения 23 часа 14 минут. и сообщил станции "Новороссийск-17", после чего запустили 1 звуковую и 1 красную ракеты.
В.Габрильянц, пассажир п/х "Адмирал Нахимов":
Я побежал по коридору и кричал: "Люди, выбегайте! Авария". Двери нашей каюты заклинило. Я выбил ногами вентиляционную решетку внизу двери, с трудом залез в каюту. Там нащупал маленькую Лауру, протолкнул ее в коридор, потом помог выбраться Анжеле. Сам полез следом, поставив детей на ноги.Потом я вспомнил, что в каюте есть спасательные жилеты. Вновь пробрался туда... И мы побежали к выходу. Корабль уже ложился на бок. По-видимому, крен был градусов 45. Я повторял девочкам: "Держитесь! Держитесь!"
Судно тонуло очень быстро. Я перекинул детей за борт, крепко держа их руками. Потом корабль как-то очень быстро, почти мгновенно окунулся в воду. Поток воздуха вытолкнул меня, ударил головой о верхнюю палубу. В это время Анжелу вырвало из рук, и с Лаурой я пошел под воду. Очнувшись, метрах в четырех от себя увидел Лауру. К ней подплыл парень, сказал, что поможет. Ведь рядом был надувной спасательный плот. С парнем мы втащили Лауру туда. Но сам я не залез на плот, а увидев тонущую женщину, поплыл к ней. Подтащил к плот. Забравшись на плот, она сняла с себя платье, укутала Лауру и посадила ее с собой, согревая теплом своего тела. Потом я увидел девочку, которая плыла к плоту. Я ее уже знал. Это была Оксана Немина из Кировограда. Я подтолкнул кусок доски, а потом помог забраться на плот. В конце концов к нам попала еще старушка. Всего нас было человек восемь.

И. Котлярова, бортпроводник п/х "Адмирал Нахимов":
Я увидела, как на нас надвигается огромное судно. Это был "Пётр Васёв". Он шел по живому морю - столько барахталось людей. Он шел по головам и плотикам. Темный и безлюдный, как Летучий Голландец.
| А. Долинский | , электрик на п/х "Адмирал Нахимов":
В этот рейс с разрешения командования судна он взял с собой жену Елену и четырехлетнего сына Дениса. В тот вечер оставалось еще время до вахты, на которую нужно было заступать в 24 часа, и Александр со своими товарищами готовил новые записи для предстоящего вечера отдыха экипажа. В каюте было накурено, и он попросил старшего котельного С. Водника погулять с сыном, а сам занялся выполнением общественного поручения. Здесь, в каюте, и застал его удар.

Лена бросилась к Денису. Я им приказал стоять за ограждениями, а сам поспешил на помощь ребятам. На меня что-то упало, сшибло с ног. Я поднялся. Удалось сбросить еще четыре плотика. Они отдавались с трудом. Их тут же отбивало к корме, там было большое скопление людей. Жена держалась за леер, ее охватил ужас...(плачет) Я бросил ребенка в только что спущенный плотик, но его тут же придавило шлюпкой уходившего в воду судна...

...Александр Долинский умер 3 декабря 1995 года, спустя 9 лет после катастрофы
С. Кушнирук, пассажирка п/х "Адмирал Нахимов":
Мы с Юрой (муж Ю.К. Кушнирук, погиб) и с друзьями были в баре "Варна". Душно стало, поэтому решили выйти на палубу. Встали у борта, и тут я вижу - пароход прямо на нас идет. Я еще успела закричать6 "Юра, Юра, он нас стукнет!". Сразу погас свет, и мы услышали, как кто-то кричит: "По каютам, там жилеты!". Мы побежали. Но в темноте разве найдешь свою дверь? И вдруг на несколько минут вспыхнул свет. Эти мгновения мне, не умеющей плавать, спасли жизнь, потому что мы увидели, что стоим возле щита с ключами и прямо напртив - ключ от нашей каюты.
В каюте я надела жилет - и наверх. Прыгнули за борт, я еще некоторое время держалась за Юру, а потом потеряла его...
Очнулась от того, что шнур жилета врезался в горло. Увидела: болтаюсь в воде рядом с плотиком, крепко ухватилась за него. Когда подошел катер, с него было опущено много трапов. Я за один ухватилась - сразу кто-то потащил меня вверх. Вокруг в свете прожекторов снимали и снимали людей с плотиков, поднимали по трапам.

П. Попов, первый помощник капитана т/х "Петр Васев":
...Я увидел сноп искр. Произошел глухой с откатом удар. Капитан Ткаченко упавшим голосом сказал Зубюку: "Объявите общесудовую тревогу".
Судно обесточилось почти мгновенно, но через несколько секунд пароход вновь засветился, но не таким ярким светом. Капитаны судов переговорили. С "Нахимова" сказали, что потребуются шлюпки. Пароход находился от нас метрах в 500 и уже имел большой крен и дифферент, люди скатывались по борту в воду, на них сверху летели ящики, доски, плоты. И через минуту-две пароход вновь обесточился... На море было темно. Контуры тонущего судна теперь просматривались лишь при наведении на него мощных береговых прожекторов. Охватывали ужас и содрогание. Не верилось, что такое судно, огромное, с сотнями кают и отсеков, может затонуть в столь считанные минуты. Последним в воду ушел нос парохода...

П. Тураносов, буфетчик на п/х "Адмирал Нахимов"
Вдруг все почувствовали толчок. Сильный толчок, потом он повторился. Большая масса людей, которая находилась в зале, танцевала,- кто попадал от толчка и резко погас свет. Включился свет аварийный. Шум, крик, все забеспокоились - что случилось? Я побежал по коридору, а потом бежит женщина, как оказалось в последствии - дочка с мамой. И они бегут за нагрудником. А судно уже получило большой крен и вот-вот должно перевернуться. На команду остановиться, не бежать, иначе они погибнут - они не откликаются. Я забежал вперед и с силой начал толкать их в обратную сторону.
...Я взял ориентир на ближайший огонь - это оказался огонь этого парохода "Васев". Я за ним. Он потихоньку начал уходить с места столкновения, а я за ним гонюсь - так ушел в открытое море...
Р. Фирсова (Нематова), повар на п/х "Адмирал Нахимов"
Судно стало крениться. Я хотела попасть в свою каюту, чтобы взять жилет, но его там не оказалось. Некоторые иллюминаторы были открыты, несколько пассажиров попало в эти иллюминаторы. Я была как под гипнозом. Я просто забыла, что не умею плавать. Я уже в воде поняла, что это, наверное, все. Рядом оказался матрос, который некоторое время поддержал меня на воде. А потом, как будто бы, чья-то рука подала мне жилет - недалеко от меня, в трех метрах плавал жилет, связанный. Видимо, он выплыл где-то из каюты. Я схватила этот жилет - не знаю, как я до него добралась..и под себя его..., потому что в воде одеть его я не могла. Меня, по-моему, это и спасло.
В.Г. Лобода, боцман на п/х "Адмирал Нахимов"
Почему-то я решил, что пробоина ближе к тому месту, где мы стояли на палубе. И побежали. Там был возле ресторана 2 класса лоцпорт - такой вырез в борту, но он был закрыт. Но все равно вода шла - там иллюминаторы были открыты.
...Сошел в воду и поплыл. Потом чувствую - что-то меня тянет вниз. Девушка появилась рядом. Я ей говорю что если хочешь жить... держись только за меня не тяни больше никуда. А там уже на плоту люди плавали, много, этого плота почти не видно было - я ее туда определил. А тут рядом вторая выныривает - тоже тонет, в одних трусиках. Тоже ее туда... Ну, а сам пошел в "свободный полет".
М.И. Карпов, лоцман на ЛК-90:
...Там все - весь хлам, все плавало, мазут.., все плавало. И люди в этом хламе. В основном, в данный момент было больше погибших, пока их море не отнесло..., чем живых. Начали поднимать людей на борт. Увлеклись. Никого больше не было кроме нас. Кто подымался на борт сам, кого мы вытаскивали...Смотрим, мы начинаем крениться на правый борт. Я капитану-механику говорю: "Витя, еще 10-15 минут и нас опрокинет...Люди опрокинут нас, затопят, больше не продержимся!"
Написал - ab

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Реклама на сайте
Фото
Нахимов, памятник в Севастополе
Интересное
• Раритетные фотографии площади и проспекта Нахимова в Севастополе
Фотографии площади и проспекта Нахимова в Севастополе.
• Нахимовы. Две улицы — два полюса.
Интересную статью нашел на просторах Интернета и связана она с улицами, одноименных с тематикой нашего сайта. Это улицы названы в честь Нахимова Павла Степановича. Цитирую с указанием на источник.
• Минобороны РФ выделит деньги на реставрацию собора в Севастополе, где похоронен Нахимов

Адмирал Нахимов

Министерство обороны РФ выделит финансовые средства на реставрацию Владимирского собора в Севастополе, в котором захоронены великие русские адмиралы, в том числе и Павел Нахимов, заявил во вторник глава Минобороны России Анатолий Сердюков во время визита в Севастополь.
• Памятник генералу Остен-Сакену
На Приморском бульваре был памятник генералу Остен-Сакену Дмитрию Ерофеевичу, начальнику гарнизона Севастополя во время Первой обороны. В советские времена снесен как памятник царскому генералу. 
• Малахов курган

Малахов курган

Есть на земле места, где история тесно сплела века и события. Одно из таких мест - Малахов курган в Севастополе, известность которого шагнула далеко за пределы бывшего Союза.
• Репортаж о памятнике Нахимову

Адмирал П.С. Нахимов

О народном адмирале глазами Севастопольских журналистов независимого телевидения. Короткий репортаж о памятнике героя в продолжении новости.
• Памятник Нахимову

Адмирал П.С. Нахимов

Из мира новостей. События, связанные с тем, упал один из элементов памятника Нахимову навело на новые мысли корреспондентов местного телевидения. Короткий репортаж от независимого телевидения Севастополя.

• Вандалы повредили памятник Нахимову в центре Севастополя (ФОТО)
Вандалы в очередной раз повредили памятник Нахимову в центре Севастополя (ФОТО) Севастополь, Октябрь 28 (Новый Регион, Михаил Рябов) – Вандалы поломали и повалили на землю якорь – один из элементов памятника Нахимову, который стоит на центральной площади города.
• Фото площади Нахимова с самолета

Фото площади Нахимова с самолета

Интеесную фотографию нашел в интернете площади Нахимова. Видно, что снимали с самолета (кукурузника) и время сьемки можно датировать началом прошлого века. Многих, привычных сооружений мы на фото не видим. Нет памятника затопленным кораблям (он был был установлен в 1905 году к пятидесятилетию первой обороны Севастополя), нет лестницы к памятнику Казарскому, первому памятнику в Севастополе и многого другого.
• Площадь Нахимова

Павел Степанович Нахимов

Нахимов Павел Степанович (1802–1855), российский флотоводец, адмирал, герой Севастопольской обороны, с именем которого связана героическая борьба русских солдат и матросов против турецких и англо-французских интервентов. Н.П. Нахимов был одним из любимых учеников и последователей адмирала М.П. Лазарева. 28 июня (10 июля) 1855 был смертельно ранен пулей в висок на Корниловском бастионе Малахова кургана. Похоронен во Владимирском соборе - усыпальнице русских адмиралов рядом с великими людьми.

Популярное
Календарь
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Из мира новостей
Фото & Видео
Вечная память